Тепловой насос в электромобиле: как он работает и зачем нужен

С наступлением холодов владельцы электромобилей часто замечают: пробег снижается, зарядки хватает ненадолго, а салон прогревается не так быстро, как хотелось бы. Всё дело в системе отопления, которая в классических электромобилях потребляет значительную часть энергии из аккумулятора. Решением этой проблемы стал тепловой насос — технология, которая уже сегодня используется в Tesla, Hyundai, BMW, Volkswagen и других электромобилях нового поколения.

Что такое тепловой насос?

Тепловой насос — это устройство, которое работает по принципу кондиционера или холодильника, но наоборот: он "перекачивает" тепло из окружающей среды (даже холодной) в салон автомобиля. Вместо того чтобы генерировать тепло напрямую (как это делает обычный электрический обогреватель), тепловой насос использует внешнюю тепловую энергию, сжимает её и направляет внутрь.
Гарантии от производителей

Как он работает?

Принцип действия основан на цикле хладагента. Компрессор сжимает газ, который нагревается, после чего через теплообменник отдаёт энергию для обогрева салона. Далее хладагент охлаждается, расширяется и снова поглощает тепло снаружи — и так по кругу.
Благодаря этому:
  • Обогрев работает даже при температуре ниже 0 °C

  • Расход энергии снижается в 2–3 раза по сравнению с обычными ТЭНами

  • Увеличивается запас хода зимой — важный показатель для всех владельцев EV

Зачем нужен тепловой насос в электромобиле?

  • Экономия заряда — одна из главных причин
    В условиях холодного климата тепловой насос может увеличить пробег на 20–40% зимой.
  • Комфорт в салоне
    Cистема быстрее прогревает воздух, предотвращает запотевание стёкол
  • Поддержка температуры аккумулятора
    Тепловой насос часто используется и для преднагрева батареи, чтобы обеспечить оптимальные условия для зарядки и продлить срок её службы.
  • Энергоэффективность
    КПД теплового насоса значительно выше традиционного обогрева

Какие электромобили оснащены тепловыми насосами?

Среди популярных моделей:
  • Tesla Model Y / Model 3 (после 2021 г.)
  • Volkswagen ID.4 / ID.3
  • Hyundai Ioniq 5 / Kona EV
  • BMW iX3 / iX
  • Renault Megane E-Tech

Есть ли недостатки?

Да, но их немного:
  • Стоимость

    Установка теплового насоса увеличивает цену автомобиля
  • Эффективность при сильных морозах

    При температуре ниже –15 °C КПД системы может снижаться.
  • Сложность конструкции и обслуживания

Итог: стоит ли выбирать авто с тепловым насосом?

Если вы живёте в регионе с холодными зимами — однозначно да. Это не просто опция для комфорта, а важная часть системы энергоэффективности и зимней эксплуатации электромобиля. Особенно это актуально при дальних поездках, где каждый километр пробега имеет значение.

Вывод

Power-ON рекомендует: при выборе электромобиля учитывайте наличие теплового насоса, а для максимальной энергоэффективности — пользуйтесь зарядными станциями последнего поколения, такими как Autel MaxiCharger или RUNPOWER. Они обеспечивают быструю и безопасную зарядку даже в мороз.